Помощь - Поиск - Участники - Харизма - Календарь
Перейти к полной версии: Древковое оружие
<% AUTHURL %>
Прикл.ру > Словесные ролевые игры > Новичкам > Вокруг игры > Оружейная <% AUTHFORM %>
Strike
В теме рассматриваются все виды древкового оружия. Так как я более специализируюсь по западному и русскому оружию, буду очень рад увидеть чьи-нибудь выкладки по азиатскому и арабскому оружию. В частности хотелось бы услышать мнение специалиста можно ли отнести нагинату в эту тему или все таки описывать ее в теме клинкового оружия.
Если кому-то попадуться материалы по оружию древних цивилизаций Америки и Африки - совсем прекрасно, так как это наименее изученный мной материал.
higf
Хотел бы более подробно узнать о копьях и их применении. Интересуют не метательные, и не пики для боя в строю, а те, что можно использовать в поединках, и какие-то рекомендации по применению.
V-Z
Могу предложить следующее, увы, кратко.

Бисенто – японское название китайской алебарды "шан дао".
Нагамаки – вариация нагината с более длинным и тяжелым лезвием. Один из основных видов оружия самураев до XVI века.
Нагината – алебарда, древковое оружие с тонким, длинным, слегка изогнутым и расширяющимся к концу клинком.
Кагицуки нагината – нагината с перекладиной у клинка.
Нагината наоши – переработка клинка алебарды (нагината) в клинок для меча, а также такой переработанный меч.
Ната нагината – алебарда с клинком, по форме напоминающим топор. Ср. также цукуси нагината.
Цукуси нагината – алебарда с клинком, по форме напоминающим бердыш.
Нунтэй (нунти) – посох или шест длиной около 213 см, с приспособлением подобным сай, прикрепленному к его концу.
Рокусяку кама – посох длиной 182 см, на который насажено большое лезвие серпа.
Сасумата – двузубое копье.
Содэгарами[B] – багор с шипами для зацепления клинка противника.
[B]Тансо
– Короткое копье.
Тебоко – Необычный вариант короткой алебарды (нагината) или копья (хоко). До настоящего времени сохранилось всего несколько экземпляров, и их истинное предназначение неизвестно.
Тоэй ноборикама – "знамя-серп", посох или шест длиной около 1,7 м, к концу которого крепится железное лезвие, подобное топору или большому ножу.
Тэ яри – Короткое копье.
Хоко – древний вариант копья, имевшего наконечник, надевавшийся на древко, а не вставлявшийся в него. Ввиду его неэффективности было вытеснено копьем-яри.
Цукубо[B] – Т-образное шипастое оружие.
[B]Яри[B] – копье (Япония).
Дзюмондияри – "комбинированное копье", напоминает катакама яри, но имеет два крюка, загнутых назад (Япония).
Катакама яри – копье с добавочным крюком, загибающимся кверху (Япония).
Кома-яри – копье, имеющее длинное лезвие с коротким клювом, или развилкой, или клювообразным выступом, под тупым или острым углом отходящим от основного лезвия. Предназначался такой наконечник для ущемления оружия противника.
Кюда яри – Копье, древко которого пропущено сквозь металлическую трубку для уменьшения трения.
Нагаяри – Более длинное, чем обычно, копье.
Рюо шинаги яри – копье с наконечником, в сечении имеющим форму треугольника.
Санкаку яри – копье с наконечником, в сечении имеющим форму плоского ромба.
Со яри – копье с длинным граненым наконечником (Япония).
[B]Кван-до
– древковое оружие типа алебарды (Китай).
Мао – копье с волнистым наконечником (Китай).
Цзидао – алебарда, оружие ушу. Лезвие одностороннее, имеет форму полумесяца, внутренней стороной наружу, наверху волнистое лезвие (Китай).
Чиань – тяжелое копье с широким листообразным наконечником и утолщением на другой стороне древка (Китай).
Юэ – двуручная секира, с волнистым наконечником и острием на другом конце древка (Китай).
Волчья Метла – копье с зазубренными шипообразными веточками от наконечника до середины древка. Известно также под названием "волчий хвост" (Дальний Восток)
Чыда – тяжелое копье с поперечной перекладиной под наконечником (Хакассия).
Черон
Шарился по Инету, и увы, нашел слишком мало. В основном из области ушу, где китайских терминов больше, чем русских слов, и мне как не настолько углубленному в технику человеку понять почти нереально. Попробую привести собственный опыт боя копьем и скомпановать исторические данные.

Выдержка из "Путеводителя по Хайбории - Мир Оружия", Сага о Конане, том 55 "Спящее Зло".

Копье, колющее или метательное длиннодревковое оружие. Первоначально представляло собой заостренную палку, позднее - древко с наконечником. История развития К. - это история трансформацияЮ скрещивания и мутаций всевозможных видов наконечников. Специфика использования оружия на длинном древке заключается в работе на большой дистанции, и потому взлет и упадок этих видов оружия тесно связан с развитием вспомогательных боевых элементов. Расчвет К. начинается, когда появление металла повлекло расширение и разнообразие форм наконечников. Прежде всего изменился способ крепления наконечника к древку; если раньше он привязывался с внешней стороны древка за хвостовик, то теперь наконечник либо одевался как перчатка и, кроме того, при наличии внешних кольцеобразных ушек, туго привязывался шнурком, пропущенным через ушки, расположенные в нижней части наконечников, либо сам расклинивал древко, впиваясь в него.
К. состоит из древка и железного (стального чаще) наконечника, состоящего в свою очередь из пера, т.е. клинка, трубки, или тулеи, куда вставляется древко, шейки - самой тонкой части между тулеей и пером и у более поздних копей - яблока - расширения на шейке. Можно выделит ьпять разновидностей наконечников К.:
1. Простая вытянутая, жалообразная форма наконечника имела большое распространение наряду с треугольной формой. Наконечник одевался на древко и служил его естественным и усиливающим продолжением. Наконечники жалообразной формы предназначались длля нанесения глубоких (но не широких) проникающих ран, имели обычно четырехгранную форму и К. с такими наконечниками являлись обычным вооруженим пехоты в составе регулярных боевых соединений. Помимо наконечника, К. имели "султан" - цветной развевающийся на ветру хвост обычно из конских волос, который крепился вблизи наконечника и служил не только украшением, но и для впитывания и задержания крови, льющейся из раны противника на древко. Испачканное в крови древко скользило бы в руках, не позволяя нанести точный и сильный удар. Той же целы - предохранению руки от скольжения по древку - служил выступ, располагавшийся в районе центра тяжести К. и способствовавший более устойчивому удержанию К. во время боя.
2. Другой, очень распространенной формой являлась листоообразная форма. Такие наконечники имели две сильно выраженные плоские симметричные режущие поверхности, плавно расширяющиеся в начале и медленно сужающиеся к кончику наподобие вытянутого равнобедренного треугольника. Раны, наносимые таким наконечником, являются более широкими и вызывают обильное кровотечение.
3. Наконечник ромбовидной формы. Использовался при охоте и против всадников.
4. Удлиненный наконечник. (Толком не понял, про что это они. По-моему, имеется в виду копье рыцарской конницы)
5. Разновидность кинжалообразного клинка - наконечник в форме сужающейся волны.


Встаньте прямо и поднимите над головой ровно руку. Если кончики пальцев ее касаются острия наконечника копья, поставленного у ваших ног и параллельно вам, то копье подойдет по длине. Это самый оптимальный вариант. Другие же, например удлинненые копья (употреблялись, в основном, в строю, к примеру, гоплитами) или короткие (дротики или пилумы, чаще всего метательные) также широко распространены, но эффективны в меньшей области.
Я рассмотрю бой именно копьем такой длины (в ушу называется "цянь").

Если наконечник граненый, и приспособен только для колющих ударов, используйте копье в одиночном бою как посох с упором на колющие удары.
Если наконечник имеет острые режущие грани, то его можно использовать наподобие осадного ножа или алебарды, для режущих ударов.

Распространеннейшая комбинация с копьем "цянь" такова - стойка боковая, "левый бок" %) впереди, ноги согнуты в коленях. (Рассматриваю пока левостороннюю, но она такова и в симметричном отображении.) Копье держатся двумя руками, правая у конца, левая где-то у середины или чуть ближе. Расположено горизонтально, на уровне пояса. Первым выполняется блок-накладка - сбивающий, круговым движением верхней четверти древке по часовой. Затем, после сбива идет резкий укол с ускоренным возвратом. За счет поворота правого бедра входите в гунбу (низкая стойка, левая в данном случае нога впереди, согнута под 90 градусов, задняя прямая, пятка прижата к полу, корпус развернут прямо - туда же, куда направлено колено) и вытягивайте руки с уколом. После возвращайтесь в исходную с одновременным "стряхиванием": копье идет назад, и одновременно правая ведущая рука поднимается в локте вертикально (наконечник, соответственно, идет вниз).

Разнообразно применяется (как уже говорил) техника посоха.
Леонардо да Винчи
Японские копья


Техника работы копьем в Японии была столь же развита, как и в Китае, хотя базировалась на совсем других принципах.

Техника работы копьем в Японии была столь же развита, как и в Китае, хотя базировалась на совсем других принципах. Классическое японское копье не гнется, имеет достаточно мощное и тяжелое древко, с обязательно окованным дальним концом и достаточно длинным, ножевидным лезвием, которое, как и все виды древкового оружия в Японии, в походе всегда носилось в своеобразном чехле, больше напоминающем ножны. Несколько ниже лезвия могла крепиться металлическая перекладина, используемая для парирования ударов и отвода копий противника. Участок древка, непосредственно прилегающий к лезвию, тоже может быть окован железом или иметь мощную обмотку. Этой частью копья можно было парировать самурайский меч. Конечно, речь идет не о прямом блоке, а об ударах по спинке или боковой поверхности клинка.

Любопытно, что в качестве древкового оружия № 1 копье стало фигурировать в Японии достаточно поздно, с XV века. До того основным древковым оружием там была нагината с длинным лезвием.

Самые ранние виды японских копий назывались хоко и имели ромбовидный наконечник длиной 25 см, который мог снабжаться дополнительным крюком, загнутым вниз. Одновременно с этим видом копий существовало "ручное копье" (яп. тэ боко), представляющее собой длинное прямое обоюдоострое лезвие на примерно тридцатисантиметровой рукояти. Таким копьем в ближнем бою можно было и колоть (причем не только по прямой, но и сверху вниз и снизу вверх), и рубить. В период Камакура (XII - XIII вв.) копье приобрело уже свою нормальную длину, являясь единственным японским оружием, имеющим обоюдоострую заточку. Таких копий было очень много. С этого времени их стали называть термином "яри".

Длина стандартного японского копья 180-240 см, из которых от 15 до 90 приходится на лезвие. В отличие от нагинаты, древко имеет круглое, а не овальное, сечение. Наконечник имеет по всей длине одинаковую ширину и, как мы уже говорили, двухстороннюю заточку. Заканчивается он кинжалообразным острием. Некоторые типы копий, используемые, в основном, не столько самураями, сколько их слугами, могли иметь одностороннюю заточку (яп. кикути яри) или лезвие, напоминающее вытянутый равнобедренный треугольник (яп. тэ яри). Длина их была, соответственно, 1,8 и 2,1 м.

Копье с более длинным, почти мечевидным наконечником называлось су яри (со яри) и очень широко использовалось, особенно в течение XV в. Столь же было известно катакама яри, снабженное массивным крюкообразным лезвием, загибающимся вверх. Катакама яри - любимое оружие самураев высокого ранга. Особенно известным и умелым в обращении с ним был генерал Като Киемаса, сподвижник Тоётоми Хидэёси и активный участник японо-корейской войны 1592-1598 гг., во время которой он перебил этим оружием немало тигров. На гравюре он красиво пригвождает зверя к земле, зажав его шею между двумя остриями копья. Боковым острием этого оружия можно очень удобно захватить копье противника во время сшибки или, сделав вид, что собираешься колоть основным острием, внезапно повести оружие совсем под другим углом и нанести удар им. При вращении копья очень сложно определить направление удара вторым лезвием. Обычно же всадник держит это копье лезвием вниз, чтобы им можно было выполнять подхватывающие и распарывающие движения. Вариант копья с крюкообразным лезвием, загнутым вниз - кама яри ("копье с серповидным крюком) был менее употребителен и встречается скорее в нескольких школах ниндзя, использовавших такое оружие в качестве боевого багра или серпа на длинной рукоятке. Кама яри могло иметь и два крюка. Копья с двумя боковыми остриями, направленными вверх - магари яри, несколько походит на трезубец с сильно выступающим центральным зубом, но большой популярностью оно не пользовалось. Катакама яри считалось более многофункциональным оружием. Да и вообще, учитывая конструкцию японского пластинчатого доспеха, который можно было прорубить, но очень сложно было проткнуть, многозубцы были малофункциональны, из-за рассредоточения силы на три острия и снижения из-за этого проникающей способности оружия. Поэтому гораздо более известно и популярно было дзюмондзи яри, имеющее лезвие в виде симметричного или асимметричного креста, заточенного по всей кромке. Перекладина могла располагаться почти горизонтально, образуя плоскую вогнутую дугу. Эта форма копья очень красива и является очень характерным запоминающимся типом японского копья. Эти копья наделялись сверхестественной силой, способной, например, охранить дом от враждебного воздействия. Среди праздников японской религии синто есть даже праздник копий - яри-мацури, в программу которого входят и показательные выступления с этим оружием. Миниатюрные копья раздавались в синтоистских храмах в качестве амулетов, причем человек мог взять такое копье на год с условием вернуть два. Многие синтоистские служители хорошо владели яри, и термин "осе" может обозначать и мастер копья, и синтоистского священника. Против этого оружия защищался в свое время и Миямото Мусаси, когда посетил храм Ходзоин, школа владения копьем монахов которого существует до сих пор. В схватке с настоятелем Мусаси дважды победил его своим коротким деревянным мечом, после чего надолго остался в монастыре, наслаждаясь беседами с настоятелем и изучая приемы боя яри.

Встречаются и копья с наконечниками в виде букв "L" и "Т", копье с иглообразным лезвием и множеством когтей, и копье с широким лезвием, напоминающим древнекорейское копье-секиру, которым можно легко колоть, рубить, цеплять противника обратным движением. Японские охотники на медведя любили куда яри ("копье с трубкой"). Вдоль древка этого копья могла свободно перемещаться короткая, размером сантиметров в 10, трубка с круглой гардой для защиты руки. Одна рука, прикрытая гардой, держала копье за нее, а вторая работала на выпускающих ударах, двигая копье взад-вперед через трубку. Специальное копье для соревнований - сиай яри, имело на конце своеобразную подушечку, обтянутую кожей.

Техника боя на яри серьезно отличается от работы китайским гибким копьем. Тычки там, конечно, тоже есть, но значительно меньше выпускающих ударов, заводов копья за спину или хлопающих ударов оземь. Зато много широких кругов и восьмерок, с которых наносятся горизонтальные режущие удары. Тычку очень часто предшествует прорезающий удар на себя - два движения как бы сливаются в одно. Копье очень часто перехватывается. Правая рука как бы держит его за середину и вращает, а левая подхватывает то тут, то там. Вторым концом копья, окованным железом и имеющим коническое навершие, дерутся так же часто, как и острием, используя его то для тычковых ударов в ближнем бою, то для отшибающих ударов по ногам противника. На тычках острием копья стараются попасть между рук противника, если они держат меч, ибо большинство техник работы копьем рассчитано на противника, вооруженного мечом. Копьем можно и, поддев ногу противника, вывести его из равновесия; и вращать его над головой за самый кончик, разгоняя толпу; и использовать его как рычаг в ближнем бою, чтобы провести бросок противника. Кончиком копья описываются обычно не круги и восьмерки, как в Китае, а спирали.

Семейные школы боя на копьях существовали в Японии еще в начале XX века. Морихэй Уэсиба, создатель айкидо, прекрасно владел не только посохом, шестом и мечом, но и копьем. Однако, в отличие от боя на шестах, мечах и нагинатах, бой на копьях никогда не модернизировался в сторону упрощения и оспортивления, и если бо-дзюцу или нагината-дзюцу достаточно широко практикуют в Японии как спорт, о со-дзюцу ("искусство боя на копьях") этого сказать нельзя, и единственный, кто развивает и достаточно широко практикует технику боя на копьях - это нынешний патриарх школы Токакурэ-рю ниндзюцу Массаки Хацуми.

Кроме классических яри в Японии были известны и длинные противокавалерийские пики длиной 3,3 и более метра. Часто это был просто бамбуковый кол, с которым крестьяне окрестных сел гонялись после битвы за тяжелоранеными воинами, чтобы их добить и ограбить. Знали в Японии и дротик (нагэ яри), и очень короткое ручное копье - ути нэ с длиной древка 0,3 м. Его наконечник обычно имел 3-4 острия. Его можно было использовать как дротик, но в основном им не кидались, а применяли для разнообразных отводов, обводов, обкруток и коротких тычков. Распространено ути нэ было мало и являлось скорее унитарным оружием специализировавшихся на нем профессионалов.

В Японии, как и в Китае, было известно и складное, телескопическое копье, изготовленное из бамбуковых звеньев или металлических трубок, вставленных одна в другую, как в удочке. В сдвинутом состоянии это было короткое копье длиной не более, чем в руку, но в критической ситуации оно раздвигалось сперва в копье до плеча, удобное при работе в стесненных условиях, будь то лес или внутренние помещения дома, а затем - и в копье стандартной длины.
Диан Кехт
Из древкового оружия мне больше всего нравятся боевые косы. Позволю себе выложить кое-что на эту тему:

Боевая коса соответственно представляла собой изначально обычную косу, но насаженную по отношению к древку не перпендикулярно, как у крестьянского орудия, а таким образом, что она составляла как бы его продолжение, то есть прикреплялась к древку стоймя. Кроме того, в качестве лезвия мог быть также использован и тяжелый хозяйственный нож-секач, применявшийся для рубки лозы или хвороста.
Распрямленный хвостовик косы помещался в продольный расщеп или распил на верхней части древка, который затем, после установки лезвия, затягивался железными кольцами. Дополнительная фиксация лезвия осуществлялась с помощью заклепок. Иногда древко в своей верхней части обматывалось проволокой для защиты от ударов холодного оружия.
Честь разработки целой тактики ведения боя боевой косой принадлежит польским повстанцам-костюшковцам.
Во время восстания 1794 г, под руководством Тадеуша Костюшко боевой косе выпало сыграть весьма значительную роль. На основании боевого опыта и была разработана тактика бойцов-косиньеров. Она была описана в труде Петра Эгнера (Aigner) «Краткая наука о косах и пиках». Устройство боевой косы было в нем описано так: «Искривление у обычной косы у ее пятки... должно быть в огне на наковальне наровно выправлено и быть с двумя отверстиями под заклепки... К нему приспосабливается древко длиною в четыре локтя и толщиною до двух дюймов. Так коса насаживается своим распрямленным хвостовиком, или пяткой, в конец древка и железным кольцом усиливается и двумя заклепками прикрепляется».
Что касается тактики ведения военных действий боевой косой, то в «Краткой науке...» были детально описаны передвижения косиньеров бегом в строю, их приемы взаимодействия с пикинерами и стрелками, вооруженными огнестрельным оружием, а также тактика взаимодействия с артиллерией, которая во время атаки косиньеров поддерживала их своим огнем и не давала противнику опомниться.
Петр Эгнер писал: «Коса была страшным оружием в руках наших крестьян, за собственность и свободу воюющих, коса лезвием своим перерезала коня, а вследствие того разрушала стремительность кавалерии, противопоставляя самому кавалеристу оружие, которое было страшнее, чем палаш, и наносило ему смертельный удар».
И даже в XX столетии боевой косе пришлось последний раз выполнить свой долг народного и повстанческого оружия. Применялось оно в Шленском восстании 1921 г., а в 1939-м ее применяли при отражении немецкого наступления «красные гдыньские косиньеры».
Надо сказать, что боевой косой активно пользовались не только в Польше, но и во всех остальных европейских государствах. Например, тирольские повстанцы времен наполеоновских войн также применяли боевую косу для борьбы с французскими солдатами, и небезуспешно. Причем их боевые косы нередко комбинировались с моргенштернами и серпами для подрезания сухожилий у вражеских коней. Еще раньше, в XVI столетии, боевую косу применяли в Германии во время Великой Крестьянской войны.
Что же касается Восточной Европы, то это оружие также применялось там сплошь и рядом. По мнению некоторых польских ученых, боевая коса пришла в Польшу из Украины, хотя об этом можно и поспорить. Но известно, что в армии Богдана Хмельницкого боевая коса применялась довольно часто как крестьянами, так и профессиональным воинством (не обязательно запорожцами: в ряде битв участвовали и донские казаки, а также... московские стрельцы, которых тайно присылали на помощь Хмельницкому еще до официального вступления Москвы в войну). Во время битвы под Берестечком (1654 г.), происходившей между войсками польского короля Яна Казимира и Богдана Хмельницкого, точнее, во время разгрома запорожцев, один из казаков, найдя у одного небольшого озера рыбацкую лодку, отплыл от берега и, окруженный поляками, несколько часов отстреливался из мушкета до тех пор, пока у него не кончились пули и порох, после чего схватил боевую косу и отбивался ею от наседавших поляков. Они не могли к нему подойти, не рискуя быть разрубленными пополам, поскольку дотянуться до него саблей было невозможно. Тогда в воду по грудь вошли польский шляхтич с боевой косой и немецкий рейтар с копьем. В коротком бою казак был тяжело ранен ударом польской косы, после чего рейтар проткнул его копьем.
Существуют свидетельства польских современников, которые утверждают, что вышеупомянутый казак был не украинцем, а «московитом». В настоящее время ученые предполагают, что он был родом со Смоленщины (хотя возможны и другие варианты: вспомним присутствие стрельцов!), которая в середине XVII столетия еще входила в состав Речи Посполитой.
Из этого, впрочем, отнюдь не следует, что украинцы не применяли боевую косу. Но следует отметить, что помимо классической боевой косы украинцы применяли и самые обычные косы с лезвиями, насаженными перпендикулярно древку. Несколько лезвий от крестьянских кос были обнаружены во время археологических раскопок на месте Берестецкой битвы. Справедливости ради скажем: были обнаружены лишь металлические части кос, не подвергшиеся какой-либо обработке (а боевые косы, как правило, слегка перековывались). Это все же не значит, что лезвие косы непременно было перпендикулярным рукояти — хотя и это может быть; но, возможно, крестьяне примотали косу вдоль древка наспех, без переделки.

Косиньер Рисунок А. Орловского (1794) для этнографического сборника.


Битва А. Орловский: восстание Костюшко. Видны разные типы боевых кос

P.S.: Соблюдю ( smile.gif ) авторские права: информация взята с www.dazh.org и с dva-klinka.narod.ru. Рисунки найдены на последнем.
Нигель
Двуручные копья и протазаны
Кроме легких копий, предназначенных для использования со щитом, существовали и более тяжелые копья, для удержания которых требовались обе руки. Копье с крупным наконечником и прочным древком оказывалось эффективным оружием индивидуального боя. Им можно было пробивать легкие доспехи. Воины с такими копьями не могли пользоваться щитами, но ничто не мешало им наступать в плотных построениях.
Если воин сражался без щита, то копьем ему приходилось не только наносить удары, но и отражать их. Чтобы древко не оказалось перерубленным, передняя его часть усиливалась полосами железа. Защищать древко мог и бунчук – узел шнурков из конского волоса или пеньки.
Длина двуручных копий составляла от 170 до 230 см. Весели они, естественно, больше, чем одноручные – обычно 1,2-1,5 кг. В случае же усиления древка железом вес двуручного копья мог достигать даже 3 кг.
Наконечник копья мог быть сделан широким и длинным, как лезвие меча. В этом случае он приобретал и рубящие свойства. Копье с похожим на меч наконечником называлось протазаном. Как правило, для удобства отражения вражеских ударов клинок протазана снабжался еще и дополнительными боковыми лезвиями.

И еще одно небольшое примечание с моей стороны smile.gif Если на копейное древко устанавливался не прямой, а изогнутый, заточенный с одной стороны клинок, то получалась глефа – излюбленное оружие перумовского некроманта Неясати. Похожим на глефу оружием была и гизарма. Только у гизармы клинок, напротив, имел вогнутую форму, как у косы.
Впрочем, легкая глефа некромансера сделанная мастерами гномов – не слишком характерный пример. Европейские протазаны и глефы 15-16 веков предназначались для боя в строю и пробития легких доспехов, имели длину 210-250 см. и весели 2,5-3,2 кг. Для индивидуального боя рыцарями применялись короткие глефы длиной 120-150 см и весом 2-3 кг.
Шаман
В дополнение к посту Нигеля хочу привести вот это изображение. Глефа, она же глевия, на рисунке вторая справа. Вынужден тихонько поспорить smile.gif - основное отличие глефы - это колющее острие, перпендикулярное древку. Правильнее относить глефу к алебардам, чем к копьям, так как для неё рубящие удары были важнее.

ЗЫ Лучший способо разбогатеть - брать по копейке с каждого, кто, начитавшись Перумова, говорит, что глефа - это два клинка на древке.
Sparks
Так как мне больше всего нравиться нагината, то вот информация о ней:
Нагината (японская алебарда) известна в Японии примерно с XI в. В тот период под этим названием подразумевалось длинное лезвие длиной от 0,6 до 2,0 м, насаженное на рукоять длиной 1,2-1,5 м. В верхней трети лезвие слегка расширялось и изгибалось, но у самой рукояти кривизны не было вовсе или она была едва намечена. Работали нагинатой в то время на широких движениях, держа одну руку почти у самого лезвия. Древко нагинаты имело сечение овальной формы, а лезвие с односторонней заточкой, как и лезвие японского копья яри, обычно носили в ножнах или чехле.

Позднее, к XIV-XV вв., лезвие нагинаты несколько укоротилось и обрело современную форму. Сейчас классическая нагината имеет древко длиной 180 см, на которое крепится лезвие длиной 30-70 см (стандартным считается 60 см). Лезвие отделяется от древка кольцеобразной гардой, а иногда еще и металлическими поперечинами - прямыми или загнутыми кверху. Такие поперечины ("хадомэ") использовались и на копьях для парирования вражеских ударов. Лезвие нагинаты напоминает лезвие обыкновенной катаны, иногда на такое древко насаживалось именно оно, но, как правило, лезвие нагинаты более тяжелое и более изогнутое. С течением времени произошло изменение лезвия нагинаты, и в практику вошли нагинаты с вилочным, многолепестковым и обоюдоострым лезвиями, что значительно усложнило технику боя этого вида оружия, но одновременно с этим позволило использовать ее преимущества как меча, так и копья.

Место нагинаты в иерархии японского оружия определялось ее способностью бороться против кавалерии, и она считалась вспомогательным по отношению к мечу оружием боя на средней дистанции. Нагината является оружием открытого пространства и в поле она превосходит копье, но в закрытом пространстве она не удобна.

В Японии нагината была основным оружием, имеющим древко, и в раннее средневековье она практически затмевала собой копье. Когда же последнее все-таки стало основным древковым оружием, нагината осталась главным оружием женщин из самурайских родов и любимым оружием буддийских монахов-воинов "сохэй". Бэнкэй, один из легендарных героев японского эпоса и первый соратник полководца Минамото Есицунэ, происходивший из буддийских монахов, прекрасно владел этим видом оружия. Жены и дочери самураев уделяли тренировке с нагинатой столько же времени, сколько их мужья и братья мечу. Понятно, что женский вариант нагинаты был легче и короче. Современная спортивная нагината, применяемая в нагината-до, происходящая от этого варианта, имеет длину 195-210 см.
MaLiFiK
Кому как, а мне всё же кажется, что и Бердыш в этой теме будет к месту.

Мне он как то больше по нраву.

БЕРДЫ́Ш (польск. berdysz), холодное оружие, широкий длинный топор с искривленным лезвием в виде полумесяца на длинном древке. Бердыш находился на вооружении русской пехоты в 15—17 вв. Близким к бердышу видом оружия была алебарда.
Часть бердыша, предназначенная для насаживания на древко, как и у топоров, называется обухом; край, противоположный лезвию, — тупьем, а оттянутый книзу конец — косицей. Древко у бердыша — ратовище — имело овальную, круглую или граненую форму. Вогнав ратовище в обух, его прибивали гвоздями-заклепками через обух. Косица также прикреплялась к древку двумя-тремя гвоздями и обматывалась в несколько рядов тонким ремешком или веревкой. На нижнем конце ратовища насаживался железный наконечник (подток) для втыкания бердыша в землю.
В России в 16 в. бердыш был оружием стрелецких войск, для которых бердыши служили не только дополнительным холодным оружием, но и подставкой — подсошником (сошкой) при стрельбе из тяжелых фитильных ружей. Характерной чертой ранних бердышей 16 в. является отковка верхнего конца в одно острие; очевидно, бердыш был рассчитан и на укол. В 17 в. верхние концы бердыша стали отковывать в два более коротких острия. Плоскости бердыша часто покрывались резным орнаментом или в виде простых точек и схематических листьев, или в виде сложных рисунков с изображением единорогов, борющихся с драконами, различных химер и цветов.
Бердыши конных стрельцов и драгунов делались меньше обычного типа, имели по два железных кольца на древке для погонного ремня. Бердыш являлся почетным оружием дворцовой стражи и оружием полицейских будочников до конца 18 в.
user posted image
Ответ:

 Включить смайлы |  Включить подпись
Это облегченная версия форума. Для просмотра полной версии с графическим дизайном и картинками, с возможностью создавать темы, пожалуйста, нажмите сюда.
Invision Power Board © 2001-2018 Invision Power Services, Inc.